Фронтовые кинооператоры — солдаты без оружия
Сегодня у меня интересный и патриотичный выпуск. Давно хотел замутить что-либо подобное.
Праздничные выходные закончились. Фотки сброшены. Военные фильмы ждут следующего года. Крики «Ура!» сменились на «Остановите на следующей». Другими словами, страну накрыли рабочие будни.
Кстати, как прошёл праздник в вашем городе? Расскажите ниже в комментариях.
К нам в Воронеж, например, уже с самого утра заглянуло лето. Пока я снимал праздничную эйфорию, успел даже по локоть загореть. Лицо как после морского отпуска. В общем, погода порадовала.
Ну а вас, дорогих читателей и всех, кто здесь случайно оказался я искренне поздравляю с праздником!
70 лет победы над фашистскими захватчиками, освобождение великой страны от нацистской чумы и сокрушение плана по захвату мира – подвиг, который с гордостью вспоминают все граждане, и который вечно будет храниться в сердцах будущих поколений.
Кто сколько посмотрел военных фильмов за прошедшую неделю?
Мне, например, за эту неделю удалось посмотреть несколько фильмов о подвигах наших защитников. Во многих из них, особенно старых фильмах, 60-х и 70-х годов, присутствует хроника. К примеру, фильм «В бой идут одни старики». Несмотря на то, что этот фильм художественный, в нём достаточно много реальных кадров, снятых на фронте. Пересмотрите сцены воздушных боёв, и вы сразу это заметите.
Меня же от просмотра сразу посетила интересная мысль. То, что мы знаем сегодня о Великой Отечественной Войне – во многом заслуга фронтовых кинооператоров.
Эти люди – настоящие солдаты, державшие вместо ружья кинокамеру. По мнению некоторых историков кино, существует неутешительная статистика, где каждый второй оператор был тяжело ранен, а каждый четвёртый убит.
Таковой была цена кадра в то время. Причём многие кинематографисты добровольно шли на войну.
А вспомните сейчас хоть одного современного оператора – женщину? Вот-вот. Тогда же на фронт шли все, включая женщин с кинокамерами и тех, кто не достиг призывного возраста.
Целые группы операторов уходили воевать под предлогом того, что свои первые дипломные работы они будут снимать в боевых условиях. Вы только вдумайтесь в это. Дипломная работа под градом свистящих над головой пуль!
Мужества и храбрости этим бойцам было не занимать. Я сам, когда пересматривал некоторые кинохроники, мягко сказать, был шокирован тем, что им пришлось пережить:
А ведь ещё до войны операторы работали в спокойной обстановке, снимая различные политизированные события, парады, праздники, другими словами, всё, что было в интересах государства.
Но оказавшись перед врагом, объектив их камер стал видеть страшные кадры. Дрожь земли от грохота снарядов, оглушающие выстрелы гаубиц и танков, руины пылающих в огне улиц и городов.
Многие операторы не знали, что снимать в первую очередь: стоны раненных бойцов, плач детей и женщин, горы убитых. Мало кто был готов к тому, чтобы запечатлеть всё это горе на плёнку.
И, тем не менее, за 4 года войны они научились жить и работать в таких условиях. Бойцы, в чьих руках по-прежнему были камеры, искусно маскировались и шли на передовую. Им не приходилось долго засиживаться в окопах. Наоборот, хотелось высунуться и сделать ещё несколько бессмертных кадров. Этим они жили.
По этому случаю запомнилась фраза из недавно вышедшего на большие экраны фильма «Битва за Севастополь», где один из героев обращается к девушке – снайперу: «Война – это не только смерть, это такая жизнь. Если не придумаешь, ради чего жить на войне – тебя убьют».
А что же у немцев? Как поживали их кинооператоры?
Что ж, их кадры поначалу были полной противоположностью нашей хронике. Типичный день оператора – фашиста: захват русских деревень, пешие прогулки, весёлые патриотичные песни, улыбки на лицах солдат, горящие русские танки, толпы пленных, нескрытная радость военачальников и ликование, как им казалось, о скорой победе.
Ведь в первые дни войны самыми подготовленными оказались именно немцы. Обещания Гитлера о быстрой войне вскружило всем голову и фашисты ликовали, потому как не знали, что через 4 года над Берлином в здании Рейхстага будет возвышаться Знамя Победы.
В тоже время советское руководство призвало кинооператоров снимать сцены, которые носили только победоносный характер, исключая любого рода поражения наших войск.
Постепенно такие ленты приобрели сюжет, стали выглядеть более профессионально и поднимали боевой дух целой страны.
Часто подобные фильмы использовались в пропагандистских целях, оказывая массовое влияние на общественное сознание людей. Это способствовало усилению патриотизма и самоотверженности всего народа.
Но, к сожалению, главный враг занимался тем же самым. Если вы смотрели фильм Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки», то вспомните эпизод, где фашисткой элите демонстрировали фильм о «подвигах» самого результативного немецкого снайпера.
В фильме хорошо передана атмосфера всеобщего восторга от данной картины.
А вооружены немецкие операторы были передовой для того времени ручной кинокамерой Arriflex 35.
Естественно, такие камеры во время войны не экспортировались и использовались фашистской Германией для личных нужд, а именно для ведения кинохроники.
Что удивительно, уже в послевоенное мирное время германская компания ARRI начала процветать. Да, да, современные цифровые камеры Arri Alexa стоимостью в десятки тысяч долларов не что иное, как детища этой компании.
Вот, на ваш взгляд, почему всё так сложилось? А добавьте сюда ещё и немецкие автомобили, которые во всём мире считаются эталоном престижа. Справедливо, как считаете?
Ну да ладно, отвлёкся.
Так вот, снимала немецкая Arriflex 35 более 2-х минут в непрерывном режиме, что превосходило зарубежные аналоги:
Стоит отметить, что поначалу нашим операторам приходилось возиться с тяжёлыми стационарными камерами «Хроникон» и «Конвас». Представьте, над головой летят пули, в пару метрах разрываются мины, а тут ещё и неповоротливая камера, на которую всё это нужно снять.
Кинокамеры «Хроникон» (слева) и «Конвас» (справа):
Впоследствии, наши операторы предпочли американскую модель «Аймо» — самую желанную ручную кинокамеру Второй Мировой войны.
А так как нынешние любители санкций в то время были нашими союзниками, достать камеры было несложно.
Американец с кинокамерой «Аймо»:
И, несмотря на то, что время непрерывной съёмки этих камер было вдвое меньше, чем у фашистов, кое-что сыграло нам на руку.
Как вы знаете, блицкриг Гитлера потерпел неудачу. Он не был готов к погоде. Суровая русская зима не дала запечатлеть страшные кадры. Камеры с аккумуляторами Arriflex 35 попросту замерзали. Поэтому пружинные «Аймо» были более предпочтительны, хоть и уступали в продолжительности съёмки.
Впоследствии эти камеры использовались в качестве прототипа для создания отечественной съёмочной техники.
Одними из таких стали 35-мм кинокамеры КС-4 и КС-5. Это были копии «Аймо». Как и в прототипе, здесь был ручной привод, что удовлетворяло нуждам документального кино. В общем, производство было налажено.
Не менялось лишь одно, вместо пулемётной ленты – лента киноплёнки. Операторам приходилось также быстро менять плёнку, как и бойцам пулемётные ленты. На войне медлить было нельзя. Минута беспрерывной съёмки — и снова менять кассету:
Советские кинокамеры в реальных боевых условиях:
А вы знали, что картина «Разгром немецких войск под Москвой» получила Оскар в 1943 году, как лучший полнометражный документальный фильм? Это была первая кинопремия СССР такого уровня.
Снова вспоминаю слова: «Война – это не только смерть, это такая жизнь…».
И многие из советских кинооператоров отдали свои жизни, оставив после себя бессмертные кадры, пропитанные болью и отвагой русского народа. Которые стали наследием великой страны и посланием для будущих поколений.
Надеюсь, уважаемые читатели, мне удалось хоть немного напомнить о тех событиях, через которые прошли не только фронтовые кинооператоры, но и которые пришлось пережить нашей стране и всему миру.
На этом я буду заканчивать. Кстати, думаю, будет многим интересно, как проходил праздник 9 мая в разных уголках нашей страны. Если вам есть чем поделиться, то присоединяйтесь к дискуссии в комментариях ниже.
P.S. «Фронтовая видеосъёмка — это не просто!»
Иван 18.05.2015 (18:16)
Привет Игорь!
Я вообще любитель военной тематики данного периода, техника, тактика, герои и т.д.
Мой дед служил вместе с Иваном Кожедубом, а двоюродный дед получил Орден Красного Знамени за героические действия.
Много хроники пересмотрел, как советской, так и немецкой, но про жизнь и технику тех, кто эту хронику делал ничего не знал. Теперь в курсе.
Спасибо за статью.
Игорь 18.05.2015 (20:08)
Привет, Иван!
Да, про технику всегда интересно, в том числе и военную. Рад, что статья понравилась!
Александр 20.05.2015 (18:27)
Спасибо за статью! Вот бы человеки научились ещё и брать уроки и делать выводы основываясь на исторических фактах. Завоевать мир не получится ни у кого. а война приносит смерть и разруху. Не говорю уже о страданиях. жаль только не все об этом думают. Для некоторых недалёких «Крым наш» имеет большую важность чем тысячи погибших связанных с появлением этой гордо сказанной фразы. А относительно статьи, добавлю. Никому не желаю применить свои навыки съёмки в настоящей войне….
Игорь 21.05.2015 (11:55)
Согласен, Александр. Но как обычно, проблема в отдельных людях. Поэтому я уверен, что подобные видео, да и вообще развитие цивилизации и культуры вернёт человечество в мирное русло.
Александр 21.05.2015 (19:03)
Это неизбежно Игорь. Побольше бы было таких блогов, несущих позитив, как твой. Приятно читать, интересно, познавательно и доходчиво. Спасибо за то что ты есть ))).
Федор 05.08.2015 (17:35)
Отличная статья! Кинокамеры удивили, вполне компактные для того времени
Игорь Лохман 05.08.2015 (18:20)
Согласен, удивляет. Это лишь говорит о бурном развитии данной отрасли. Кажется, что нет предела совершенству и разнообразию камер не будет конца :)