Пишем сценарий для собственного фильма (Часть 1)
Месяц назад мы научились с вами тестировать идею для своего будущего фильма.
Сегодня мы поговорим о следующем этапе, который естественно вытекает из предыдущего — написание сценария к фильму.
Не будем медлить, поехали!
Разве нельзя обойтись без сценария?
Цель этой статьи не научить вас, как правильно писать сценарий, а рассказать, для чего он нужен и как устроен. Конечно же, в итоге это позволит вам получить хорошую историю для фильма.
Сценарий – это описание всех сцен и диалогов в вашем фильме.
Есть мнение, что если ты решил серьёзно чем-то заниматься, учись делать это правильно с самого начала. Иначе, сложно будет затем переучиваться. Я не всегда придерживаюсь такой позиции, т.к. это справедливо не для всех видов деятельности.
На мой взгляд, это подходит к простым вещам. А вот когда речь идёт о более сложном, я использую свой подход к обучению.
Он похож на «метод тыка», но более осознанный, который я назвал методом «не умничай, а делай».
Сценарное мастерство – это целое искусство, которому посвящены тонны книг, и я не ставил целью этого раздела научить вас всем техническим аспектам данного ремесла. Во-первых, я пока этим не заинтересован; во-вторых, у меня иной взгляд на такие вещи.
Новичок должен снять свой первый фильм! Всё. Это то, что ему следует держать в уме постоянно. Результат должен быть важнее качества. И не нужно наивно называть это халтурой.
Вначале важно концентрироваться на первостепенных задачах, невыполнение которых отрицательно скажется на успехе всего фильма.
Поэтому, не старайтесь делать всё как надо и всё по инструкции. Главное, соблюдать структуру.
Любой фильм – это история о чём-либо. Значит, для того чтобы написать сценарий, по которому вы будете снимать фильм, нужно сперва придумать историю. Далее вы узнаете, как легко это сделать.
Логлайн
Теперь, когда вы знаете, что сценарий – это важно, можно приступать к его созданию. Первое, что у вас должно быть – это логлайн.
Логлайн – это краткое описание сюжета вашего фильма в виде 1-2 предложений с обязательной интригой. Практически, это то же самое, что и идея фильма, о которой мы говорили в прошлых статьях, но ключевым моментом здесь является интрига.
У вас уже должна быть записанная идея.
К примеру, идея нашего фильма звучит так: «Этот фильм о русском парне, который поставил перед собой цель получить Оскар». Если прочитать идею ещё раз, видно, что особой интриги здесь нет, и нет ничего такого, чтобы зацепило зрителя.
Вот как бы он на это отреагировал:
Эту важную роль, как раз и выполняет логлайн. Когда вы покупаете фильм на DVD и читаете на обороте описание к нему, вы читаете не что иное, как логлайн. В одном случае это 1-2 предложения, в других – целый абзац, с перечнем известных актёров.
Сразу давайте определимся, для чего он нужен. Когда у вас есть идея, вы имеете только общую картину будущего фильма, причём весьма расплывчатую и непонятную. Вы даже не знаете, как начнётся фильм, что будет в его середине и чем закончится.
Ведь парень, мечтающий об Оскаре может его вовсе и не получить, но тем не менее может стать счастливее от того, что попытался. Получается, что смотря на идею, наши глаза разбегаются во множестве вариантов развития сюжета. Это, конечно, хорошо, но так можно потратить уйму времени на поиск нужного направления.
Логлайн же станет отправной точкой, от которой мы возьмём верное направление и начнём двигаться. Теперь, когда вы смотрите на вашу идею и чувствуете интригу и интерес сюжета, вам будет гораздо проще развить его при написании сценария.
Итак, что же нам нужно изменить в идее фильма, чтобы превратить её в логлайн? Добавить интрижку!
Важно!
Максимум, что должен вызвать логлайн – это безумный интерес. Он не должен раскрывать всех карт фильма и будущий зритель, прочтя логлайн, должен обязательно сказать: «Ммм…пойду-ка посмотрю этот фильм».
Внимательно прочитайте вашу идею и подумайте, что можно убрать, добавить или изменить, чтобы появилась интрига.
После размышлений, я решил, что неплохо будет написать так: «Удивительная история русского парня, который нашёл мега оригинальный способ получить Оскар».
Теперь чувствуете разницу? После прочтения такого описания к фильму, у любого любопытного зрителя возникнет вопрос: «Хмм, что же за способ такой?». Логлайн также может претерпевать изменения в процессе написания сценария, главное, сохранять его суть.
Посмотрите теперь на вашего потенциального зрителя:
Ещё немаловажная деталь, которую не следует упускать в логлайне – это конфликт. Как правило, в фильмах присутствует герой, его враг, проблемы и, в конце концов, итог всей этой истории. Поэтому немного подправим наш логлайн:
«Мечтающий получить Оскар выпускник частного театрального ВУЗа всерьёз намерен добиться успеха на Западе. Амбициозный парень даже не подозревает, во что ввязался. Он слишком поздно узнает, что его преподаватели и коллеги по ВУЗу – настоящие мошенники».
Как проверить логлайн? Вот так:
1) Главный герой – выпускник частного театрального ВУЗа
2) Враг героя – коллеги и преподаватели из ВУЗа
3) Проблема – у парня будут серьёзные проблемы, т.к. его диплом – фальшивка
4) Цель – добиться успеха в Голливудском кино и получить Оскар
Как видно, на все вопросы есть ответы, значит, логлайн составлен неплохо. Единственное, что ещё можно доработать, так это его длину. Старайтесь делать логлайн лаконичным! Одно предложение – это идеал. Главное, чтобы в нём прослеживалась вышеописанная структура. Мой логлайн не идеален, но в качестве примера самое то.
Пусть даже ваш сюжет покажется стандартным, главное, чтобы у вас был неожиданный взгляд на него.
Теперь расскажите ваш логлайн друзьям и знакомым. Можно сделать опрос. Если подавляющему большинству понравится, можно идти дальше. Всё-таки фильм снимаем для зрителей.
Синопсис (история)
Учитесь мыслить упрощённо. Если речь идёт о вашем первом фильме, то вероятнее всего он будет малобюджетным. Даже если у вас целый мешок баксов, почти со 100% вероятностью вы их грамотно не освоите, если не имеете за плечами ни одного фильма, даже самого простого. Поэтому очень важно при сочинительстве не насочинять лишнего.
Прежде чем вы будете знать, как прописывать диалоги и сцены, вам нужно иметь историю. На самом деле это не сложно, если вы, как мы договорились, на первых порах будете мыслить упрощённо.
Если вы уже сформулировали идею своего фильма и придумали логлайн, то есть смысл подумать над историей. Это одно и то же, если взять логлайн и подробно изложить его на несколько страниц.
Так как мы люди творческие и увлечённые кино, будем все вещи называть своими именами. Поэтому разберём такое понятие как синопсис.
Синопсис – это краткий пересказ вашего фильма. Прочтя его, уже можно точно знать из каких эпизодов состоит фильм, в чём проблема главного героя и как он будет её решать. Для короткометражки двух страниц хватит. Можно больше, кому как нравится.
То есть здесь, в отличие от логлайна, нужно как можно подробней описать сюжет фильма, раскрыв все секреты. Понятно, что синопсис пишут не для зрителя. Он упростит написание сценария в дальнейшем.
Важно!
Не старайтесь написать историю от начала и до конца. Во-первых, так вы исчерпаете все идеи; во-вторых, история будет неинтересной, т.к. нельзя предугадать сразу все возможные события. Не ставьте себе рамок и позвольте сюжету развиваться.
Возьмите простую схему: начало – середина – конец. В начале покажите зрителю действующих лиц; в середине – поставьте перед главными героями задачи с препятствиями; в конце – развязка, т.е. достижение цели или полный провал :)
Когда у вас будет 3 части, пусть даже не совсем связанные между собой, можно продолжать их немного усложнять, делая между ними переходы.
Что конкретно писать в синопсисе? С чего начать?
Прочтите ваш логлайн несколько раз. Пусть у вас сложится общее впечатление о будущем фильме. Вы сразу почувствуете, какому жанру он больше всего соответствует. Свой логлайн, к примеру, я вижу для комедии. В принципе я изначально так и планировал, когда думал над общей идеей фильма.
Так вот, на этом этапе мне очень хорошо помогает музыка. Я включаю позитивные треки, читаю логлайн и хожу по комнате взад-вперёд. Именно в этот момент ко мне приходит большое количество идей и находок, которые я сразу фиксирую в Word’е. Очень рекомендую этот способ! Попробуйте, не пожалеете!
Особых рекомендаций пока давать не буду, т.к. это творческий процесс, подход к которому у каждого свой. Просто напишите несколько вводных абзацев о главном герое, представьте его зрителю. Затем пару страниц о его планах на будущее. Поставьте перед героем серьёзную проблему. Сделайте его настойчивым и упёртым, чтобы несмотря ни на что, он не отступил от своей цели.
Если вы думаете, что герой в одиночку не справится, придумайте ему друга или напарника, а лучше подружку, которая сыграет одну из ключевых ролей в фильме. Подробней расскажите о противостоянии героя и его врагов, покажите настоящую схватку. Сделайте героя победителем или проигравшим, описав подробней причину такой концовки.
Торопиться не надо, найдите побольше подходящей музыки и вперёд.
На этом я завершаю первую часть данной темы. В следующий раз, во второй части, мы изучим остальные важные понятия, которые сделают ваш сценарий особенным:
1) Название сценария
2) Поэпизодный план
3) Персонажи
4) Структура сценария
5) Пишем сценарий!
Успехов вам в любимом деле! :)
P.S. А что вам помогает в написании классной истории для фильма? Поделитесь своим опытом ниже в комментариях.
Arti 30.08.2013 (06:35)
Круто, хотя не занимаюсь съёмками, а только спецэффекты делаю…но что-то в этом есть, кст когда конкурс новый будет? в том к сожалению не успел…работы много было))
Игорь 30.08.2013 (08:49)
Спасибо)
Новый конкурс будет во второй половине сентября. Из отпуска вернусь и сделаю офигенный конкурс! :)
Честный 25.09.2013 (05:19)
Автор ..Если видео съемка это просто то не надо было наверно учиться во ВГИКе и так далее …фигня взял камеру за три копейки и снял шедевр сидя в туалете !!! глупее изречения я еще в жизни не читал !!!
Игорь 25.09.2013 (10:37)
Здравствуйте, мистер Честный!
На счёт «простоты видеосъёмки»…да, это действительно так, ВГИК совсем необязателен :)
На счёт съёмки в туалете — покажите строчку, где я это написал.
P.S. не думаю, что сидя в поисковике, вы хотели найти обучающие материалы ВГИКа. Кроме того, у вас мало шансов поступить туда, если не усвоите хотя бы то, что я написал выше.
P.P.S. Для справки: Режиссёр-оператор телевидения во ВГИКе — срок обучения 2 года; стоимость — 374000 рублей. Ещё не передумали читать мой блог? :)
Честный 26.09.2013 (23:01)
Спасибо в данный момент я работаю в останкино ..работал на ТВцентре .Нтв. СТС-Домашний .1 канал ..и меня окружали только те кто окончил ВГИК ..так что обсуждать с вами что то совсем не намерен можете дальше делать в инете свою рекламу ..а я порадую зрителей своими видео сюжетами ..чао
Игорь 27.09.2013 (10:19)
А кем работаете — писать не стали. Какой-то вы подозрительный, мистер честный :)
Да, давайте так и сделаем. Я буду рекламироваться, а вы радуйте нас своими сюжетами. Успехов в карьере.
P.S. И как при всех ваших заслугах вы умудрились попасть на мой блог? =) (риторический вопрос)
Честный 27.09.2013 (11:01)
Блин мне надоели письма от вас на мой почтовый ящик … видно с этого сайта приходят ….просто пока нет съемок сижу штудирую интернет от нефига делать и читаю все подряд !! по телевидению у меня cameraman по современному так сказать ..еще звукооператор.рвботал также на мосфильме ..снял Жестокий Бизнес по Водяре…вообще всего хорошего ..больше не отвечайте мне а то на ящик от вас падают письма …всего хорошего ..
Тимур 03.11.2013 (05:00)
только идиот будет говорить,что для гениального сцериста нужно закончить какой-то там вшивый ВГИК.это было отступление. А теперь есть мнение ,что пора развернуть мой ответ. Вы пишите ,что там люди работают закончившие вгик ,но не пишите о их реальных заслугах.Что вы сняли известное на весь мир или очень хорошо известное в России ? отчественное кино полное говно ,хотя нет вру. Это говно которое съели говноеды и еще раз высрали. Вы ничем не прославились ,заняли теплое место и не даете проибтся талантам потому-что они не заканчивали «говно школы мастерства киноделов». Учить делать все по шаблону ,как советует дядя вася. А кино это творчество, и если хочешь добиться признания,делай оригинальное и в своем стиле. К проимеру,Квентин торонтино не закончил даже обычную школу и завалился на курсах актреского мастерства,работал продавцом фильмов в молодости. На первый взгляд по вашим меркам он не удачнег, но его талант не испорченный всякими ВГИКАМИ пробился. Но даже ему было тяжело ,именно из-за таких людей на теплых местах завидующими тем у кого есть талант и не пропускающих. ЧАО ОБЕЗЬЯНА. снимите уже что-нибудь достойное оправдайте свое оразование чтоли. Если не нравится моя орфография,скопируйте текст в ворд за меня и отредактируйте.БАМС,вы убиты.
Юлия 29.07.2014 (05:46)
Уважаемый Тимур! Так знакома горечь, скрывающаяся за вашим манифестом. Давайте вместе попинаем труп отечественного кинематографа. Доставим вгиковским червям дискомфорту..
Игорь 27.09.2013 (11:14)
Вы прям как на собеседование пришли)
На счёт писем…просто отпишитесь и всё. Я здесь не причём.
Виктор 30.05.2014 (20:24)
Здравствуйте!Да вы правы во многом что изложили выше написанном.Что бы написать сценарий,что бы снять фильм нужен прежде всего дар свыше.А если его нет,ты и с красным депломом не напишишь,и не снимешь.Что бы написать сценарий нужно войти в образ своих героев и почувствовать всю идею на себе.Нужно быть артистом в душе.А это не каждому дано.Спасибо
Игорь 30.05.2014 (23:13)
Виктор, скорее нужен не дар свыше. Нужно желание делать кино.
Все рождаются с равными возможностями — без каких-либо навыков. Просто одним легче добиться успеха, другим — сложнее.
Главное — практиковаться и делать это постоянно.
Валера 30.06.2014 (22:29)
Шопен с тобой не согласен.
Игорь 01.07.2014 (14:13)
Валера, а ты?
P.S. мы про кино, а не музыку. Так что не в тему..
Наталья 19.08.2014 (17:33)
Интересная статья) Каждый вправе выбирать куда идти учится, но раз уж я здесь, то напишу свою историю. Я была начинающим сценаристом, с трудом приходили идеи сценариев. Очень тяжело давалось это ремесло. Меня спас семинар Нила Ландау! Он является преподавателем престижных университетов в Лос Анжелесе, в марте приезжал в Москву, давал семинар, который я и посетила. После прослушанного идеи стали приходить в голову сами! За два месяца я закончила сценарий, который писала уже два года!
Советую всем посетить его семинар, кстати в сентябре он снова приедет в Москву. Я теперь его поклонница, ни за что не пропущу ни один его семинар.
kama 19.10.2014 (16:55)
здравствуйте хотел спросить, я с детства писал различные сцены и т д, в основном историка и фантастика, все друзья и не друзья читают, всем очень нравится и рекомендуют снять фильм, только я простой парень 20 лет с ограниченным бюджетом, как можно реализовать мечту? заранее спасибо.
Игорь 19.10.2014 (23:18)
Здравствуйте!
Рекомендую начать с моего бесплатного курса «Моя первая короткометражка»: http://myfilm.moviesecrets.ru/
Лиор 14.12.2014 (00:09)
Здравствуйте!
Я Сейчас пытаюсь снять фильм(новогодний).
вы писали что не надо писать конец и начало синопсиса.
но вы говорите писать начало середину и конец. Я не очень понял как НЕ писать начало и конец. заранее спасибо!
Игорь 14.12.2014 (00:25)
«Не старайтесь написать историю от начала и до конца». Имеется ввиду, что не нужно пытаться сразу получить окончательный вариант, то есть от и до. Достаточно просто придумать начало, середину и конец, пусть даже если они не связаны.
Александр 28.02.2015 (11:16)
Моё мнение: Игорь молодец! Не падай духом — критика она для того чтобы развиваться! Я считаю, чтобы снимать кино не обязательно учиться в ВУЗЕ, для съёмки человеку нужны знания, умения — чтобы их получить есть множество различных способов от САМОСТОЯТЕЛЬНОГО изучения до как люди говорят обучения в ВУЗЕ, т.е у каждого свои способы достижения цели.
Игорь 01.03.2015 (17:07)
Спасибо, Александр! Всё верно говорите!
Андрей Степняк 18.03.2015 (03:55)
Здравия желаю! Не военный, а так, здоровья всем, кто пишет, кто делает кино, кто критикует пусть грубо. Но одним людям грубость нужна, а другим вежливость, а третьим уговоры, а четвёртым лекции для того, чтобы воз пошёл, а не поныне там же. А может вылив свою боль в грубости, грубиян и сам задумается и станет талантливее Тарантино.
Сам пишу давно. В школе не выходило из потолочных стихов ничего хорошего. Затем техникум политехнический, институт такой же. Завод — электроник, другой завод — электрик, учёба, стройка квартиры хозспособом 6 лет, постоянные подработки (курсовые и ножи с наборными ручками, рыбки, сачки, фильтры для аквариума, корм для рыбок и др.) и о чудо! Родился сын!
И тут потолок куда то ушёл, на его место стали приходить муза и шиза, и попёрло, и прорвало… Только успей схватить ручку и бумагу… Столько песен и стихов потерял… Портал открывается не на долго и если не успел, то пролетел. Память тут не помогает, мелодия теряется после услышанной любой другой, слова — ещё быстрее… Есть идеи, есть истории, есть песни на разные темы (более 50)… Осталось написать сценарий или найти соавтора, для оптимизации трудов.
Андрей Степняк 18.03.2015 (04:05)
Извините, написал свою боль и вроде бы отправил. Сайт поныне работает? Ввожу с планшета, жаль не с пк, где я текст готовлю в офисе и запоминаю. Мне понравилось. Просто и сердито. Краткость — сестра таланта. Игорь это не лесть. Это констатация. А критика не мне одному не нравится. Надо уметь держать удар. Пусть этот удар словом,,, но бывает слово ранит, а бывает наооборот — лечит.
Игорь 18.03.2015 (13:24)
Спасибо, Андрей!
Ничего, пишите, если душа просит..та «боль», как вы говорите выше, уже больше на биографический сценарий похожа. Так что можно попробовать развить эту идею :)
Денис 19.05.2015 (12:24)
«Когда вы покупаете фильм на DVD и читаете на обороте описание к нему, вы читаете не что иное, как логлайн.»
вовсе нет, это называется краткое описание, если уж угодно как-то назвать, а логлайн — это миф, о продаваемости фильма продюсеру одной емкой, ошеломляющей фразой
Игорь 19.05.2015 (13:15)
Логлайн — это и есть краткое описание в 1-2 предложения. Не важно для кого: для продюсера, для организаторов кинофестиваля, для зрителя.
Абдурахим 19.11.2015 (23:03)
Всем привет. Я новинки хочу написать хорошую сценарию… Это моя мечта… Да классно… Только сериала хочу … Спс всем.
Евгения 03.12.2015 (23:21)
Привет! У меня давно написана книга, даже 2, и в какой-то степени они пророческие. Сюжет первой связан с Крымом, второй — с лесами подо Львовом. В «Самиздате» первую разместила давно и практически забыла о ней. Но в свете нынешних событий в мире решила попытаться показать свое творение. Как можно ее показать вам? Это не готовый сценарий.
Игорь Лохман 04.12.2015 (10:02)
Привет, Евгения!
Я читаю другую литературу, поэтому отправлять мне ваши книги нет необходимости. Если хотите как-то продвинуть своё творение, то можете начать с бесплатной рассылки через социальные сети и блог. Так вы можете найти своего читателя.
Евгения 04.12.2015 (16:01)
Спасибо за совет!
мавлян 17.11.2016 (01:19)
Спасибо!! очень познавательно..
м 01.01.2017 (10:45)
Я полность согласна с автором статьи. Чтобы написать сценарий и создать свой шедевр никакого диплома не нужно, нужен талант и трулолюбие
Игорь Лохман 01.01.2017 (16:31)
Скорее даже, не талант важен, а постоянная наработка опыта через пробы и ошибки.
Кунзипа 04.03.2017 (13:20)
Добрый день Игорь! Есть рассказы которые написаны давно. Если мне удастся сделать их них сценарий могу ли я вам его прислать ? Вы не могли взглянуть на эти сценарий как я написала по вашим рекомендациям?
Игорь Лохман 04.03.2017 (23:59)
Здравствуйте!
В этом нет необходимости. Просто продолжайте сочинять истории, если вам это интересно. Или пробуйте продвигать их, предлагая в качестве основы для сценария.
Эля Муратова 10.11.2018 (16:16)
Игорь, вы большая умница)))…Делаете Добро!!!…А скептики были и будут!…, а караван идёт)))
Игорь Лохман 10.11.2018 (21:42)
Спасибо!)
СоВа 21.11.2018 (20:38)
Извените! мой ребенок очень хочет снять фильм. это возможно с обычным фотоаппаратом?
Игорь Лохман 23.11.2018 (13:09)
Попробуйте.
Анна 07.03.2020 (10:14)
Добрый день! Мне очень интересно читать Ваши посты. Я по ним пытаюсь написать сценарий к фильму, который основан на реальных событиях в моей жизни. Вы можете порекомендовать мне продюсера,