Подготовка к съёмке фильма (продолжение)
Сегодня мы поговорим об одном их самых важных этапов во время работы над фильмом — предварительная подготовка.
Если вы читали прошлую статью из этой серии, то уже знаете, из чего состоит сценарий для хорошей короткометражки.
И сейчас самое главное не сделать глупую ошибку: взять ваш готовый сценарий, камеру, актёров и пойти всё это сразу снимать. Нет, фильм у нас художественный, значит, и подходить к съёмке мы должны творчески, словно как художник приступает к написанию новой картины.
Поэтому в рамках этой статьи мы разберём следующие темы:
1) Примерный план работы
2) Съёмочная группа и оборудование
3) Ищем актёров
4) Окончательный план
5) Раскадровка
6) Бюджет
Предварительная подготовка к съёмке вашего фильма – это практически гарантия того, что фильм будет снят, и вы получите то, чего хотели.
Советы из этой статьи применимы к простейшему фильму, с небольшим бюджетом, такому как короткометражка. Чтобы понять, насколько подготовительный процесс может быть сложным, посмотрите в интернете историю создания «Аватара». Вы, мягко сказать, охренеете. Даже если вы не любитель такого жанра, вы увидите, насколько подготовительный процесс важен для будущего фильма.
Но нам же надо с чего-то начинать, поэтому разберём основные этапы, без которых не обойтись.
Примерный план работы
Представим, что у вас сейчас на руках есть готовый сценарий. Вы полностью прописали все сцены, персонажей и их диалоги. Что дальше? Чтобы вы прямо сейчас не растеряли весь свой энтузиазм, нужно чётко представлять, что делать сейчас, а что потом. В противном случае вы захлебнётесь в десятках дел и ничего толком не сделаете.
Поэтому сперва нужно составить примерный план работы. Можете расслабиться, я уже составил его за вас. Он простой:
1) Определите крайний срок окончания съёмок, желательно дату;
2) Найдите людей, готовых помочь вам со съёмкой;
3) Вам понадобятся актёры, так найдите их;
4) Подкорректируйте сроки вашего проекта;
5) Без раскадровки даже не идите снимать. Не держите кадры в голове, нарисуйте их на бумаге;
6) Сколько у вас денег? Хватит ли? Хорошо посчитайте.
Как вы заметили, вся подготовка начинается с планирования. Нельзя сразу всё предусмотреть, поэтому делайте всё по порядку. Такую схему я лично использовал в своих проектах. Она не идеальна, но по ней я всегда добивался результата.
Итак, пункт первый – узнать последний день съёмок. Дам вам одну рекомендацию – не торопитесь. Если фильм первый, то отсчитайте сейчас ровно месяц и пишите получившуюся дату. То есть, раньше, чем через месяц, вы не закончите съёмки фильма, если пункты со 2-го по 6-ой у вас ещё пустые. Вам покажется, что это слишком долго, но как бы ни так.
Только представьте, что вам предстоит: найти оператора; найти режиссера; найти оборудование, если нет своего; найти актёров; подготовить раскадровку; найти деньги на проект, если нужно. И на всё это только 30 дней! Это время пролетит незаметно, поверьте.
Почему именно месяц, а не больше или меньше? Я опирался, прежде всего, на свой опыт. Для короткометражки такой срок реализации вполне адекватен.
Всё-таки фильм нужно снимать сейчас, а не ждать выходных, каникул, либо же отпуска. Вам нужно продолжать учиться, ходить на работу, заниматься своими делами, выполнять какие-то обязанности, поэтому планирование в этом случае очень важно.
Отлично, я рад, что мы договорились и остановились на цифре 30 дней.
Допустим, сейчас 14-е декабря, значит 14-го января я, наконец, скажу «Стоп! Снято!» и закончу последний съёмочный день. Обязательно представляйте конечную дату, это важно.
Теперь выделите на каждый пункт плана, о котором мы говорили выше, конкретное число дней. Можно их комбинировать. К примеру, на поиск команды и оборудования – 1 неделя; на поиск актёров – 1 неделя; на раскадровку – 3 дня; составление плана съёмок – 3 дня; сбор реквизитов и необходимых финансов – 5 дней. Примерно так.
Остаётся 2 дня в запасе. Это грубое планирование, конечно, но ограничиваясь в сроках работы над проектом, вы дисциплинируете себя и вашу команду. У вас, скорее всего, будет всё по-другому, но принцип должен оставаться таким же.
Итак, с примерным планом разобрались. Осталось только научиться ему следовать.
Совет:
Перед началом работы над будущим фильмом, пообещайте всем, кому сможете, что через 1,5 месяца у вас выходит новый фильм!!! Ожидание друзей и знакомых будет вас стимулировать и придавать ускорения.
Съёмочная группа
Предположим, как и у меня, на сбор съёмочной команды у вас всего неделя. За это время вам нужно найти надёжных людей, которые вас не подведут в самый ответственный момент. Раз мы снимаем короткометражный фильм, то и команда, по сути, должна быть соответствующей.
Значит, как минимум, вам нужен будет человек с камерой, он же оператор и два режиссёра. Задача ещё упрощается, т.к. первым режиссером, скорее всего, будете именно вы. Значит, осталось найти всего два человека.
Оператор, понятно, нужен, а вот второй режиссёр зачем? Второй режиссёр – это ассистент главного режиссёра, его помощник. Схема работы такой команды следующая: режиссёр читает сценарий и смотрит в раскадровку; говорит своему ассистенту (режиссёр №2), на что следует обратить внимание при съёмке; оператор всё это снимает, не отвлекаясь на остальное.
Значит вы, как главный режиссёр, играете роль творческого вдохновителя, который полностью контролирует весь съёмочный процесс, а задача вашего ассистента поправлять вас, если вы что-то упустили. К примеру, он следит вместе с вами за игрой актёров, за реквизитом, чтобы в кадр не попали посторонние вещи и за остальными мелочами. Поэтому три человека – оптимальный состав съёмочной группы.
Где найти таких людей, это уже другой вопрос. Возможно, мы поговорим об этом в будущих статьях. Скажу лишь, что вам на первых порах придётся проявить сообразительность и находчивость.
Ищем актёров
Актёрский состав – это двигатель сюжета вашего фильма. Хреновой игрой можно испортить любой сценарий. Но также не стоит думать, что в вашем фильме должны быть только профессиональные актёры высшего класса. Достаточно, найти подходящих людей на главные и второстепенные роли, которые будут получать кайф от участия в вашем проекте.
Платить актёрам или нет, спросите вы? Если для вас это непринципиально, то, конечно, поощрите актёров. Они только обрадуются. Но лучше, если в вашем первом фильме люди будут принимать участие на чистом энтузиазме, т.е. безвозмездно, пусть даже и ради личных выгод.
Во-первых, вы точно сэкономите; во-вторых, велика вероятность, что вы не сможете должным образом управлять настоящими актёрами, которых по полной программе натаскивают в театральных школах. Нужно найти золотую середину. Студент 1-го или 2-го курса театральной школы – это оптимальный вариант.
Такими, ещё зелёными, актёрами можно управлять. Конечно, беспроигрышный вариант – ваши друзья, особенно увлечённые кино, также как и вы. Опять же, таких единомышленников, как правило, немного.
Не переживайте, у вас целая неделя. За это время можно найти нужных людей.
Ещё один важный момент. Если у вас готов сценарий, то вы точно знаете, сколько главных ролей в фильме. Обычно, в короткометражках от 1-ой до 3-х главных ролей. Вот на них и нужно сделать основной упор. На второстепенные же роли и массовку всегда можно позвать друзей и знакомых, которые с радостью попробуют себя в новом ремесле.
Окончательный план
В самом начале я дал вам простой план из 6-ти пунктов. Теперь, когда у вас есть команда, и вы нашли подходящих актёров, этот план нужно скорректировать, чтобы приступить к съёмкам фильма как можно быстрее. Что я имею в виду?
У вас есть 3 дня, чтобы обзвонить каждого члена вашей команды, а именно ассистента и оператора, чтобы узнать, в какие дни на ближайшие 2 недели они свободны. Затем тоже самое повторить и с актёрским составом. Подготовьте заранее простой ежедневник и запишите в него график свободного времени каждого участника, который имеет непосредственное отношение к фильму.
Честно скажу, это довольно нудно, т.к. вам придётся вести своего рода переговоры. А это не всегда легко, как кажется. Обязательно до кого-то вы не дозвонитесь, кто-то не дай бог заболеет, а третий так вообще сольётся. Поэтому в эти три дня важно составить окончательный план подготовительного процесса.
Определите те даты, в которые вы сможете собрать абсолютно всех без исключений. В эти даты вы будете репетировать, решать последние проблемы и, наконец, проводить съёмку фильма. Об этом вы узнаете дальше.
Как правило, короткометражку с простым сценарием можно снять за 2-3 дня. Учитывая, что съёмки должны закончиться 14.01, то снимать нужно уже 10.01. Конечно же, у вас будут свои даты, но самое главное – это определить дату начала и окончания съёмок и в эти дни собрать всю команду вместе.
Раскадровка
О тех, кто считает, что раскадровка – это полный отстой и это дело сумасшедших художников, можно сказать следующее: они являются либо сумасшедшими операторами, либо они вообще не снимут фильм.
Даже в короткометражке раскадровка играет ключевую роль. Для тех, кто не в курсе, раскадровка – это тот же сценарий, но только в картинках. Каждая картинка – это отдельный кадр, т.е. промежуток записи с момента нажатия на «Запись» до нажатия на «Стоп». Вот как выглядит раскадровка:
Это отдельные кадры, которым соответствует определённое действие по сценарию. Режиссёр и оператор смотрят в раскадровку, оператор ставит камеру на нужное место и снимает.
Представим, что раскадровки нет. Вы приходите на съёмочную площадку, говорите всем, что сейчас будет настоящее кино, и даёте команду всем приготовиться. Оператор настраивает камеру, вы говорите мотор и…оператор говорит примерно следующее: «Слушай, а может, я лучше с той стороны его сниму?». Причём это лучшее, что может случиться.
Дальше всё будет гораздо хуже. Вы полностью потеряете контроль над оператором, который будет похожим на неуправляемый смерч. Дальше хаос затронет и актёров, которые, видя, как спорят оператор и режиссёр, усомнятся в вашей компетентности и просто потеряют всякий интерес к процессу.
Имея же на руках раскадровку, своего рода документ, над которым вы работали несколько дней, вы не дадите возможности членам команды без надобности отходить от него. Ведь каждый кадр продуман, и вы точно знаете, что и как снимать дальше.
Прошу серьёзно отнестись к раскадровке и её роли в фильме.
Способов создания раскадровки много. Можно использовать традиционный, ручной способ, но он довольно утомителен. Хотя для некоторых это целое развлечение. Есть масса инструментов, которые облегчают этот процесс, максимально автоматизируя его.
Существует много графических программ, специально подточенных для этой задачи. Их можно купить, либо найти бесплатные программы с минимальным набором функций. Вот некоторые из таких программ:
1) StoryBoard Artist
2) StoryBoard Quick
3) Toon Boom Storyboard
4) Springboard
5) FrameForge Previz Studio
На 5-ти минутный фильм получится примерно 100 картинок. Вот и смотрите, какой способ создания раскадровки лучше выбрать.
Бюджет
За большинством короткометражек стоит весьма скромный бюджет. Будут ли нужны деньги вашему проекту, решать только вам. Скорее всего, это будет зависеть от вашего сценария.
Съёмки в кафе, ресторанах и т.д. предполагают кругленькую сумму их владельцам за аренду; хороший актёрский состав просто не придёт в день съёмок, не убедившись, что не будет выплачен обещанный им гонорар; автомобили, костюмы и прочее – тоже недешёвые реквизиты, даже если вы их просто арендуете.
Здесь я могу дать только одну рекомендацию – попробуйте снять фильм без единой потраченной копейки. Если у вас получится сделать это на достойном уровне, поздравляю. Значит, вы точно готовы освоить приличный бюджет и пустить его в более серьёзные проекты.
На этом мы заканчиваем изучение раздела «предварительная подготовка». Я надеюсь, вы обязательно возьмёте на заметку самое важное и примените это на практике.
P.S. Невоплощённый в жизнь сценарий – просто макулатура. Пусть это звучит жёстко, но зато как мотивационно, чёрт побери! :)
И помните, что Видео – это просто!
Лиор 15.12.2014 (16:39)
а какой программой пользуетесь вы для раскадировки?
или какие из этих программ бесплатные?
Игорь 15.12.2014 (18:46)
Я использую FrameForge Previz Studio. Она платная.
Александр 28.11.2016 (09:29)
Подскажите пожалуйста, где именно можно найти актеров/людей которым будет интересно сняться в неоплачиваемой короткометражке. Может сайты какие хорошие, а то весь интернет перерыл, сайтов много, а толку То от них… Постоянные регистрацим, а самому оставлять свое объявление е льзя.
Игорь Лохман 28.11.2016 (14:50)
ВКонтакте вы сможете найти много сообществ, где начинающие актёры оставляют свои анкеты.
Т.е. в социальных сетях вам будет проще найти нужных людей. Попробуйте.
Александр 23.02.2017 (14:33)
Отлично изложенная информация!
Спасибо! Очень интересно и нужно.
Тед 23.12.2018 (03:49)
Так. Будем делать кино.