ПИШЕМ СЦЕНАРИЙ ДЛЯ СОБСТВЕННОГО ФИЛЬМА (ЧАСТЬ 2)

Как снять фильмВ прошлой статье мы начали разбирать один из самых важных вопросов, с которым столкнётся каждый, кто решил снять свой собственный фильм — сценарий.

Сегодня мы пройдём остальные важные моменты этой темы, что позволит вам написать классную историю для фильма.

Ну а уже после этого мы начнём активно готовиться к самим съёмкам. Напомню, что мы ещё не разобрали следующие темы:

1) Название сценария
2) Поэпизодный план
3) Персонажи
4) Структура сценария
5) Пишем сценарий!

Итак, после того как вы составили синопсис к своему фильму, самое время дать ему название.

Название сценария

Название фильма – то, над чем стоит подумать как следует. Одно лишь название способно вызвать у зрителя неоднозначные эмоции и заставить его пойти на премьеру или же не пойти. Так что потратьте на это достаточно времени.

Классно, если вы сможете придумать такое название, которым будете сами довольны, и которое будет цеплять.

Хорошо, если у вас есть несколько вариантов. Если нет, то на этапе подготовки сценария не стоит тратить слишком много времени на поиск идеального названия. И чтобы вы не застряли здесь, придумайте сначала рабочее название фильма. Рабочее, потому что по ходу работы оно будет претерпевать изменения.

Чем лаконичней название, тем лучше. Но всегда есть исключения, так что решайте сами, как лучше. Главное, чтобы оно было понятно простому зрителю и легко запоминалось.

В общем, недолго думая, я пришёл к следующему рабочему названию — «Оскароносец».

Сценарий для фильма
Лаконичней некуда, но возможно я ещё подумаю над ним :)

Поэпизодный план

Поэпизодный план – это то, что превратит ваш синопсис практически в готовый сценарий, придав ему больше объёма, выразительности и деталей. Иными словами, вы берёте ваш синопсис и раздуваете его настолько насколько возможно. Как это делается?

Прочтите ваш синопсис. Вероятнее всего вы будете только представлять общую картину, но что конкретно будет происходить на экране, не удастся. А всё потому, что у вас в руках, по сути, грубый пересказ истории и не понятно, что герой делает сначала, а что потом.

Чтобы исправить это нужно каждый эпизод из синопсиса расписать как можно подробнее. Помните, вначале вы описывали героя, затем ставили перед ним проблему, кратко описав её суть, далее показали противостояние героя с его врагом и придумали концовку? Так вот, возьмите теперь первую часть – знакомство героя со зрителем, выявите в ней эпизоды, т.е. законченные действия в определённый промежуток времени и опишите ещё подробней.

сценарий фильма
К примеру, в синопсисе можно было рассказать, что герой – это выпускник частной театральной школы. Получив диплом, он начал искать себя в любимой профессии.

А теперь попробуем развить эти несколько предложений для поэпизодного плана. Первый эпизод, самое начало фильма – герой стоит на сцене, в красивом костюме с бабочкой, счастливый и с голливудской улыбкой.

Ему все аплодируют. Ведущий поздравляет молодого парня с получением главной кинопремии Оскар и вручает ему. Зал аплодирует как сумасшедший. Парень чуть ли не плачет от счастья и…В один момент парень приходит в себя – это оказалось просто мимолётным видением.

В реальности же парень также стоит на сцене, в обычной рубашке, перед коллегами и преподавателями своей школы. Один из них вручает парню диплом об окончании и пожимает ему руку.

Сценарий фильма
Чтобы придумать это, у меня ушло 5 минут, пока я печатал. А знаете почему? Потому что у меня фоном играла классная музыка. Я же говорил, что помогает! :)

Заметно, насколько увеличился объём текста, и сколько мы смогли рассказать зрителю о главном герое. Из такого описания понятно, что он выпускник, который мечтает покорить Голливуд, но всё, что у него есть на данный момент – это диплом об окончании частной школы и собственные амбиции.

Далее можно было показать, как он отмечает свой выпуск вместе с друзьями, которые также успешно получили диплом. Подробно рассказать о поиске работы на первое время и так далее.

Сценарий для фильма
Вручение Оскара, получение диплома от преподавателя, выпускной с друзьями – всё это отдельные эпизоды, которые вы подробно описываете. И только затем вы приступаете ко второй части – проблемы перед героем и так далее до самой концовки. Вы поймёте, насколько такой подход упрощает написание интересного сценария, и что поэпизодный план – это не бред сумасшедшего.

Персонажи

Возможно, вы заметили, что в вашем сценарии чего-то не хватает. Вроде и структуру соблюдаете, знаете, кто, что и зачем, но всё равно что-то не так. Такое чувство может возникнуть, если ваши герои получились искусственными, словно неживые. Это и не мудрено, т.к. изначально я вам ничего про это не говорил, и мы совсем не работали над действующими лицами. Я специально так сделал, и тому есть ряд причин.

Ваши герои – это живые люди. В них должен поверить зритель, и ни в коем случае не должен заподозрить их во лжи, будто они просто читают текст. Все люди разные, у каждого свои привычки, характер, манера поведения, возраст и многое другое. Пьющий и трезвый человек – это разные люди.

Поместите в вашу историю пьяного героя и посмотрите, как он будет справляться со всеми сложностями. Трезвый же будет делать по-другому. Поэтому, важной частью в работе над персонажами является их индивидуальность.

Сценарий фильма
Конечно, можно было и в самом начале решить, что представляют собой ваши герои, но тогда вам пришлось бы подстраиваться под них, описывая каждую сцену, а это привело бы к предсказуемости сюжета.

Поэтому я решил, что на первых порах, когда вас может быть прёт от собственных идей, лучше ненадолго отлучиться от образа самих персонажей и сделать упор на сюжет.

А может случиться так, что идеи иссякли, и вы не знаете, о чём писать дальше. Но попробуйте теперь добавить вашим персонажам индивидуальности, и мысли сами пойдут.

К примеру, я не знаю, что будет говорить парень, когда получит из рук преподавателя диплом. А теперь возьму и наделю героя индивидуальностью. Итак. Пусть у моего героя будет аллергия на цветы.

Сценарий для фильма

В тот момент, когда преподаватель вручает диплом выпускнику и вместе с ним дарит букет цветов, герою резко становится плохо, и он нелепо падает со сцены, ломая себе руку. И чтобы всё было логичней, поменяем нашего парня-героя на девушку :)

Как вам такая корректировочка?

Будьте смелее, придайте вашим персонажам отличительную черту, опишите их подробней и у вас всегда найдётся, что сказать.

Структура сценария

Практически любой фильм можно разделить на 3 части: первая – знакомство с действующими лицами, противостояние героя и его врагов; вторая – битва с врагами, преодоление препятствий, куча проблем, экшн; третья – завершение, подсчёт раненых и убитых, на все вопросы даются ответы, или всё становится ещё более запутанным и непонятным :) (в триллерах так обычно и делают).

Вторая часть, как правило, самая длинная, а первая и третья примерно одинаковые. Поэтому, если вы решили снять свой первый короткометражный фильм, обратите на это внимание. Если ваш фильм на 5 минут, значит на вступление и концовку у вас примерно по 1 минуте, а на экшн – 3 минуты. По аналогии рассчитайте продолжительность частей и вашего фильма.

сценарий фильма

Эти 3 части должны плавно переходить друг в друга, поэтому их должно что-то связывать. В книгах по сценарному мастерству эти «что-то» называются: «событие — толчок»,  «поворотное событие» и «центральный поворот». Но я как всегда сделаю по-своему и назову их просто «связки». Получается примерно такая схема:

Начало — Связка №1 — Середина —  Связка №2 — Конец

Что подразумевается под связкой? Как мы выяснили, начало, середину и конец должно что-то логически связывать между собой. Наличие связки в сценарии всегда меняет направление сюжета и, как правило, очень резко.

Приведу пример из своего импровизированного сценария, который я писал по ходу работы над этой статьёй.

Вначале есть герой – выпускник, мечтающий о Голливудской славе; в середине – проблема, с которой сталкивается герой, узнав, что его преподаватели мошенники, а его диплом чистой воды подделка.

Чтобы связать эти совершенно разные части нужно между ними что-то вставить. Недолго подумав, я прикинул, что после выпускного герой возвращается домой. Включив телевизор, он случайно попадает на экстренный выпуск новостей, в которых и узнаёт, что задержана организованная группа мошенников, в прошлом его «преподаватели».

Настроение героя резко меняется на противоположное, и он остаётся в полном замешательстве, ведь время и деньги потрачены впустую. Всё.

Экстренный выпуск новостей – это связка №1, которая придаёт сюжету совершенно иной ход. Ведь все надежды добиться успеха в западной киноиндустрии разбиваются в пух и прах.

Важно!

В вашем сценарии может быть много связок, которые будут заставлять действующих лиц фильма действовать тем или иным образом. Такие связки могут быть незначительными, т.е. они сменяют обстановку в фильме, но по сути не являются самым эмоциональным звеном. Такие связи я называю мини-связками, чтобы не путать с основными.

К примеру, после вручения диплома, героя уговаривают пойти на отвзяную вечеринку, посвящённую их выпуску, но будучи довольно скромным, парень всячески отказывается.

Отказывается он до тех пор, пока один из друзей не скажет, что на вечеринке будет одна девушка – давняя любовь героя, о чём девушка даже и не подозревает. Не раздумывая, парень соглашается и в стельку напивается на вечеринке, пародируя на столе, стоя в одних трусах, известных Голливудских актёров.

сценарий фильма

Такое развитие событий мне пришло в голову только что. Не самое достойное начало для фильма, конечно, но что мы здесь видим? Новость о том, что на вечеринке будет та самая девушка – это мини-связка! Настроение парня не меняется, но меняется место действия – вечеринка в клубе.

Имея в арсенале множество связок и мини-связок, вы с лёгкостью сможете управлять сюжетом своего будущего фильма.

Теперь вы знаете, как их применять в своём сценарии.

Пишем!

Итак, если вы честно добрались до этого пункта, то поздравляю. У вас теперь есть всё, чтобы получить отличный сценарий для первого фильма. Не забудьте про диалоги, которые, возможно, будут в фильме.

Вы, наверное, спросите: «Ну а как же мы придём к тому сценарию, о котором пишут в учебниках и рассказывают в театральных ВУЗах?».

Если вы видели настоящий сценарий, то могли заметить, что он совсем не похож на тот, который у вас сейчас получается.

В настоящем сценарии присутствует строгая разметка, шрифт и формат описания сцен. Что ж, можете не переживать, я планирую в ближайшее время детально разобрать и этот вопрос, плюс ко всему, я дам классные инструменты, чтобы вы получили хорошие результаты очень быстро.

Но теперь вы ответьте на мой вопрос: «А оно вам сейчас надо?». Ваша задача – снять фильм, а не продать его. По крайней мере, цель этой статьи – дать базовые знания, которые помогут вам успешно снять простой фильм.

Настоящий сценарий со всеми его правилами форматирования пишут для потенциальных продюсеров, либо для продажи. Но это пока не для вас. Сейчас важно, писать, писать и ещё раз писать, генерируя классные идеи, сочиняя невероятные истории для своих героев.

Вот, что вам сейчас нужно! Напишите парочку таких сценариев в виде текста «не по правилам», снимите по ним фильмы и можно смело приступать к изучению всех тонкостей сценарного мастерства.

Теперь Вы понимаете, как сильно можно развить одну лишь мысль, случайно записанную на листке бумаге, на руке, да и вообще где угодно?! Это на самом деле поразительно! Вы сначала превращаете ваши мысли в слова, а затем слова обретают новую жизнь в виде оригинального фильма.

Подумайте об этом, друзья. У вас всё получится. Я верю в ваш успех!

А в следующей статье мы приступим к предварительной подготовке съёмочного процесса!

И помните, что Видео – это просто!

16 комментариев

  • comment-avatar
    Игорь 30.08.2013 (14:02)

    Чувак, я реально многое усвоил!!! Спасибо тебе большое, тебя уже вполне твердо можно називать учителем киноиндустрии. Все понравилось, доходчиво и просто… и реально (я думаю) возможно, если не ленится, а взятся за ето серйозно. Всегда нехватает чегото, непойму чего… конечно я леньтяй)) Все круто, продолжай, буду очень рад учится у тебя. Странно что ты делаешь ето бесплатно, другие делают ето за деньги… но я думаю что у тебя (со временем конечно) будет много поклонников. Удачи тебе и еще раз спасибо!
    P.S.: ты смотриш Майка (camvsman)?

    • comment-avatar
      Игорь 30.08.2013 (16:39)

      Очень приятно читать такие комментарии. Особенно от тёзки :)

      Спасибо за поддержку, Игорь! Рад, что понравилось.
      Статьи и уроки будут, конечно, именно для этого я и начал вести блог.

      На счёт Майка. Парень толковый. Ранее смотрел его «свободную тему», а вот видеоблог его как-то не прижился у меня ;)

      • comment-avatar
        Игорь 30.08.2013 (16:42)

        Я че спросил-то, видел у него в видео твоё сообщение)) Было написано Игорь Лохман, сразу тебя вспомнил)

  • comment-avatar
    Честный 25.09.2013 (05:44)

    Странно ..а я всегда думал что синопсис пишется со сценария или романа и так далее а не наоборот !!! видно я отстал от жизни и в постсовдепии новые правила …

    • comment-avatar
      Игорь 25.09.2013 (10:58)

      К сожалению, вы ошибаетесь и не понимаете смысла синопсиса. Вы видели настоящий сценарий? Попробуйте с него сделать пересказ, и я пожму вам руку ;)

      P.S. то, что вы отстали от жизни — не страшно. Никогда не поздно наверстать упущенное.

      P.P.S. и совет вам простой — делайте как вам удобно) Главное — результат.

  • comment-avatar
    Ольга 19.11.2013 (14:45)

    Не смогла пройти мимо) С написанным выше согласна полностью. Статья грамотная и толковая.Однако почему нет ни слова о том, что сценарий должен отлежаться? Даже если вы пишете в три головы ( я имею в виду соавторство), то через 3 месяца вы сами увидите недоработки, а некоторые эпизоды покажутся вообще полным бредом. И не забывайте, что у режиссера свое видение.( конечно, если вы не сценарист и режиссер в одном лице).Поэтому к написанию сценария вообще нужно подходить очень осторожно, и учитывать можно это снять, или нет. На написание уходит, как правило до полугода.( Даже в том случае, если вы живете одним проектом).
    Автору спасибо, и творческих успехов.

    • comment-avatar
      Игорь 19.11.2013 (18:28)

      Спасибо, Ольга. Замечание дельное. Объясню, почему я об этом не пишу.

      Для меня в приоритете — готовый фильм в установленные сроки. Я убеждён, что новичку не стоит «выдерживать» сценарий, а наоборот нужно как можно скорее выплеснуть его на экран в том виде, который в итоге получился.

      И вот почему. Долгая работа над сценарием — это для профи. Новичок за столь продолжительное время рискует потерять энтузиазм в работе и погрязнуть в бесконечных переписках.

      Новичок же, который снимает хотя бы по сырому сценарию сразу получает бесценный опыт. Через месяц он снимет ещё один фильм, через второй — третий и так далее. Неизбежно повышается качество.

      Именно поэтому, на мой взгляд, новичку лучше концентрироваться на готовом сценарии. Кто знает, для кого-то написать шедевр — дело одной недели, а для другого — целые годы ;)

      • comment-avatar
        Ольга 20.11.2013 (14:34)

        Я прошу прощения, Игорь. Если Вас не затруднит.. Киньте , пожалуйста, ссылочку на видео по сырым сценариям. Очень интересно.Поймите только правильно.Это не сарказм . Правда, не представляю себе такого.. Может и я зря время теряю, да не тем занимаюсь )) Но раз уж делимся опытом, то надеюсь, что не откажете )

        • comment-avatar
          Игорь 20.11.2013 (17:03)

          Ольга, а здесь я вряд ли смогу вам дать ссылку на сырые сценарии, так как не мне об этом судить ;)

          Я имел ввиду, что если новичку кажется, что его сценарий сырой, и он в нём сомневается — всё равно нужно брать и снимать фильм.

          Как раз на своём опыте это и проверил. Прогресс более ощутим, если ты ДЕЛАЕШЬ, а не ЖДЁШЬ ;)

          Как-то так)

  • comment-avatar
    Марина 06.01.2014 (09:42)

    Игорь, тот материал, который вы размещаете у себя на сайте очень интересен. Лично мне оказались особенно близки две темы: приведение в порядок своего видео- и фотоархива, а также тема связанная со сценариями. Жду с нетерпением продолжения.

    • comment-avatar
      Игорь 06.01.2014 (19:19)

      Спасибо, Марина!

      Серия статей по съёмке короткометражки обязательно будет продолжена в ближайшее время.

      Сейчас готовится новые статьи на смежные темы.

  • comment-avatar
    Анастасия 23.10.2016 (13:09)

    Здравствуйте, если честно вобще не могу придумать что будет дальше с вашим героем. Преподавателей посадили, его диплом фальшивка … напишите продолжение пожалуйста, как будет развиваться сюжет.

    • comment-avatar
      Игорь Лохман 23.10.2016 (17:02)

      Здравствуйте, Анастасия.

      Что могу сказать — пробуйте. Вы у руля, только от вас зависит как пойдёт ход сценария.

      Вам же никто не мешает сделать так, чтобы преподавателей и вовсе не посадили, и они продолжили свои тёмные делишки.

      Или, к примеру, герой решается на неожиданный поступок — обманом попадает в киностудию, выдав свой фальшивый диплом за действительный и т.д.

      Что потом — дело вашей фантазии ;)

  • comment-avatar
    Михаил 05.04.2019 (21:16)

    Очень доходчивая статья, спасибо большое. Я, конечно, хочу снять мультфильм, или комикс (тут как получится), но сценарная работа у всех одинаковая. У меня есть пару вопросов. Это может быть субъективным моментом, но может ли в первом акте быть и знакомство с персонажем, и действия? Только действия в первом акте будут слабее мотивированы, но во втором акте персонажу это еще более важно, чем в первом? Если я при редактировании сценария полностью оторвался от синопсиса, но концепция осталась, стоит его переделать? И можно ли вам отправить работу, что-бы узнать ошибки в сюжете? Заранее спасибо

  • comment-avatar
    Полина 28.12.2019 (22:43)

    Добрый вечер! А если в сценарии, который впоследствии попадет в руки к продюсеру, сюжет идет по дням, то писать надо сразу полный день одного героя, без «в это время Вася…», а потом полностью другого героя, а не прыгать от одного героя к другому, как это обычно бывает на экране?

    • comment-avatar
      Игорь Лохман 29.12.2019 (01:46)

      Сценарист описывает в настоящем времени то, что видит камера. Поэтому пишите всё по порядку, как будет в фильме. Так проще понять, о чём фильм.